НУЖНО БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И РАБОТАТЬ

Николай Пантелеймонович ПавлюкДля наших читателей новая встреча на страницах нашего еженедельника, с начальником Одесского морского торгового порта Павлюком Николаем Пантелеймоновичем.

Николай Пантелеймонович, в таком специфическом городе как Одесса, трудно найти руководителя Вашего уровня, не замеченного ни в каких скандалах. Вы одна из ярких, положительных личностей, крупный производственник, представляющий огромный коллектив, с его ежедневными проблемами. Как такой занятый человек как Вы согласились стать доверенным лицом Л. Д. Кучмы на предстоящих президентских выборах?

Вы спрашиваете, почему я стал доверенным лицом Л. Д. Кучмы? В определенной мере сыграла роль моя гражданская позиция. Я сам не напрашивался и не навязывался. Мне предложили, и я согласился. Хотя производство остается основным направлением моей деятельности, в меру своих возможностей и знаний я делюсь с людьми своей точкой зрения по предстоящим выборам. Политикой я никогда не занимался, но в вопросах житейских, которые волнуют каждого из нас, могу разобраться. Я встречаюсь с избирателями и разъясняю им свою позицию, почему нужно голосовать за нашего президента. Вот, например, сегодня у меня встреча с работниками Одесской железной дороги.

И о чем Вы рассказываете на таких встречах?

Благодаря президенту, сегодня мы живем в мирном государстве, хотя вокруг нас не прекращаются войны и локальные вооруженные конфликты. Да, в стране много нерешенных вопросов. Можно во всем ругать президента, но основную вину и ответственность должны нести правительство и Верховная Рада Украины. Главная наша беда - нет крепких экономистов, хозяйственников, которые смогли бы взять на себя ответственность и управлять страной. В такой сложной экономической обстановке, смена президента губительна. Она повлечет за собой ротацию всего госаппарата, всей структуры управления в центре и на местах. Сегодня, как никогда, нужна стабильность и последовательность государственного курса в экономическом развитии.

Но многие недовольны нынешним президентским курсом.

Знаете, всегда нужно смотреть правде в глаза. Что сейчас происходит в Украине? Идет постепенный, хотя и очень медленный процесс стабилизации. Решаются вопросы по законодательной базе, с положением военнослужащих, налоговыми структурами. Я сам говорил с президентом. Он прекрасно владеет ситуацией, он в курсе всех событий и видит все слабые места, а главное, знает, что нужно делать и делает. Стабилизация экономики - процесс времени. Многое зависит от действий руководителей самих предприятий, от их умения работать. Основа для этого, как и поддержка президента - есть. Нужно брать на себя ответственность и работать.

А президент должен направлять и руководить?

Президент должен разбираться в глобальных стратегических вопросах внешней политики и экономики страны. Раньше у нас существовала плановая экономика, те же пятилетки. Перед людьми ставились задачи и определялись сроки их выполнения. Так работают во многих развитых странах, и я не вижу в этом ничего плохого. Все говорят, что нужно поднимать экономику. Правильно! Нужен план, по которому будет рассчитан экономический рост по всем показателям и во всех областях производства, по которому люди смогут понять, что они сейчас имеют и, что приобретут, если будут хорошо работать.

Но проблема не только в этом.

Нет. Это понимание правительством основного пути пополнения бюджета. А вот поднятием экономики страны, которая действительно является основой наполнения бюджета заниматься некому. Вот одна из причин, чтобы разрешить органам, контролирующим прохождение транзита через страну, заниматься коммерческой деятельностью, в результате чего выгрузка контейнера в порту стоит, в пересчете, 90 у.е., а при пересечении границы уже 240 у.е. Поэтому транзитные грузы уходят с Украины, а значит бюджет, казна, а поэтому нужно с оставшегося брать больше. Вот какая у нас стратегия в этом вопросе. И президент здесь ни причем. Это я доношу до людей на встречах. Нас не спасет никакой президент, если не начнем работать.

От итогов выборов зависит будущее Украины?

Сейчас решается вопрос - быть или не быть Украине нормальным государством. Я повторяю, что с уходом президента начнется смена кадров на всех уровнях, а это значит, что страна потеряет огромные деньги, которые могли бы быть использованы для нужд наших граждан.

Скажите, смена президента повлечет за собой изменения структуры порта?

Нет, не повлечет. Структура порта складывается независимо от президента. Торговля существовала испокон веков и море - один из надежных и быстрых торговых путей. Другое дело, в какой форме пойдет развитие. Здесь важен внешнеполитический аспект. Налаживание контактов с государствами, с которыми мы торгуем. Определяющая роль в решении этого вопроса, конечно, отводится президенту как главе государства. На сегодняшний день наиболее прибыльный вид бизнеса - это туризм. Один город Лондон ежегодно зарабатывает на туристах 9 млрд. фунтов стерлингов! В Украине такого уровня пока нет. Через Таллиннский порт проходит 1 млн. туристов за сезон, а у нас лишь 50 тыс. Раньше работало Крымско - Кавказское направление, что давало большой поток туристов. В решении данного вопроса должна быть стратегия. Многое зависит от политики будущего президента. Некоторые кандидаты не считают внешнеполитическое направление основным, представляя Украину <закрытой> страной. Это неверный и во многом пагубный подход. Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу, что порт, конечно, не <умрет>, но его работа всегда напрямую связана с курсом нашей внешней политики.

На сегодняшний момент, что достигнуто Одесским морским портом?

Мы возвращаемся к статистике. Чего мы достигли? Прежде всего, стабильной работы нашего предприятия, постоянного увеличения объема грузопереработки, улучшения финансовых показателей, социальной защищенности людей, которые здесь работают, увеличения количества рабочих мест и т.д.

Сколько в порту работает человек?

Более 7 тыс. человек связывают непосредственно свой бизнес с Одесским портом. В интересах развития туристического бизнеса мы построили пассажирский терминал, который стоил около 30 млн. у.е. Особое внимание уделяется социальным. Сейчас заканчиваем строительство базы отдыха в Чабанке. Заботимся о здоровье своих сотрудников, регулярно проводятся профилактические осмотры, заключен договор со скорой помощью <Инто>, с военным госпиталем на обслуживание больных, открыта своя аптека, ведомственная поликлиника, которую мы оснащаем самым современным оборудованием. Ведется строительство медицинского центра.

Среди особо значимых событий для развития порта стало подписание указа президента об открытии свободной экономической зоны <Порто - франко> на территории Одесского порта.

Для этого понадобилось более 9 лет кропотливого, упорного труда. Совместно с Институтом проблем рынка и экономико - экологически проблем, специальная комиссия во главе с Р.Б. Боделаном серьезно занималась отработкой вопросов свободной экономической зоны, в том числе согласованием документов в Кабинете министров Украины.

Кабинет министров долго противился положительному решению данного вопроса.

Да, это так. Окончательное решение было за президентом. Точка в этом вопросе была поставлена во время посещения Л.Д. Кучмой Одесского порта 10 апреля, когда он принял решение подписать Указ.

Почему так долго пришлось отстаивать этот вопрос?

К сожалению, многие люди, которые должны были профессионально заниматься отработкой этого вопроса, не утруждали себя разобраться в нем досконально. Не все понимали, что СЭЗ - это важная составляющая общегосударственной политики развития транспортной сети Украины.

Как Вы предполагаете, президент следит за выполнением своих указов?

Я не могу сказать, следит ли Л. Д. Кучма за выполнением своих указов, но то, что он обещал для нас, - выполнил.

Когда будут видны первые результаты возродившейся свободной экономической зоны <Порто-франко>?

Начиная со следующего года. Уже определен участок зоны площадью в 32,5 га на Карантинном молу. В границах СЭЗ вводится режим специальной таможенной зоны. Это увеличит объемы грузопотоков, начнет в полную силу работать складское хозяйство, появится возможность оказывать многие другие транспортно - экспедиционные услуги, а это дополнительные деньги, рабочие места. Существующая инфраструктура в Одессе вполне готова для инвестиций, которые помогут постепенному и неуклонному экономическому возрождению города. Ведь с началом работы зоны <Порто-франко> перед многими экономически подготовленными структурами откроются широкие возможности. Прямая польза не только нашему городу, но и государству в целом.

Прежнее руководство городом поднимало вопрос о передаче Одесского морского порта и аэропорта в коммунальную собственность. Аэропорт, как Вы знаете, уже перешел в коммунальную собственность.

Да, перешел, но в иной форме. Я владею данным вопросом. В настоящее время аэропорт перешел в коммунальную собственность на нормальных условиях. Аэропорт <погибал> и только такой переход может его спасти и реанимировать. Морской порт же не нуждается в реанимации. Здесь совершенно другая ситуация.

Нашу беседу мы начали с того, как Вы стали доверенным лицом президента. Вы помните свою первую встречу с ним?

Два года назад, когда проводилась выездная коллегия министерства транспорта по итогам работы, где присутствовал Л.Д. Кучма. На одной из встреч меня с ним познакомили.

После приезда Л.Д. Кучмы на празднование 205-летия Одессы, некоторые СМИ критически отозвались о нашем президенте. Каково ваше впечатление о нем как о человеке?

Я не приветствую подобные газетные инсинуации. Леонид Данилович - совершенно реальный, доступный человек, с которым можно нормально общаться. Скорее это некоторые не слишком добросовестные журналисты пытаются на его имени заработать себе балы в предвыборной борьбе.

Ирина Аверина (<Теленеделя>, ╪41, 1999 г.)