⌠АРХИТЕКТУРА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЭПОХИ■

Фото из архива В.Л.ГлазыринаНачальник управления архитектуры и градостроительства г. Одессы, главный архитектор г. Одессы Владимир Львович Глазырин

Владимир Львович, в Дни города на улице Дерибасовской открылась интересная композиция, посвященная памяти Леониду Утесову. Кто автор этой идеи?

Скульптор Александр Токарев. Он создал образ. Но ни один скульптор не может обойтись без архитектора.

А что делали архитекторы?

Скульптор, как любой художник, ограничен рамками своей картины. Обязанность архитектора - вывести оптимальный размер ⌠полотна■ и найти место, где его можно будет расположить. Поэтому это сотворчество.

Наверное, Вы с детства мечтали строить дома?

Невозможно стать архитектором или художником просто по желанию. Это мало. Нужен особый дар видения мира, особые данные, если хотите. Учиться можно всему. А вот стать химиком, физиком или даже журналистом дано не каждому.

Олег Табаков и Виктор Глазырин (1979)Но любой дар нужно развивать.

Я всегда что-то лепил или рисовал, с самого малолетства. Отец был преподавателем истории древнего мира и директором школы, в которой я учился. И он видимо увидел во мне какие-то данные и отвел в художественную школу. Мы с ним постоянно посещали выставки и профессиональные мастерские известных скульпторов и художников. Так я с детства впитывал в себя эти знания.

Где это происходило?

Я родился в Свердловске (Екатеринбурге). Закончил архитектурный факультет Уральского политехнического института, который буквально через пару лет после этого выделился в самостоятельное высшее учебное заведение.

Уральский политехнический институт у меня ассоциируется только с одним именем.

Да, этот институт закончил Борис Ельцин, на 10 лет раньше. Но я еще застал воспоминания о нем. Он был очень активным студентом, личностью и в институте его помнили как лидера, организатора, человека инициативного. Затем он стал директором завода железобетонных изделий. Кстати, на бывшем постсоветском пространстве Свердловск - один из немногих городов, где к архитектуре относились с большим уважением. Даже типовые панельные здания строились качественно и красиво.

Субботник 18 апреля 1987 г.А в каких городах еще строились такие дома?

В Минске, еще в Таллинне и Вильнюсе.

О Прибалтике не спрашиваю, а почему именно Минск и Свердловск?

В Свердловске благодаря Борису Ельцину, а в Минске - это заслуга Машерова. Они очень любили архитекторов и много внимания уделяли застройке городов. Был режим особого благоприятствования.

То есть, создавались все условия. Сейчас это тоже важно?

В советское время это было действительно очень важно. Сейчас уже в меньшей степени, так как все зависит от инвесторов. Если заказчик обладает определенной культурой и имеет финансовые возможности, то, выкупив здание, он можете привести его в порядок. Сейчас многие строения в исторической части Одессы восстанавливаются именно благодаря таким людям. Государство не в состоянии всем помочь.

Председателю Совета Министров СССР М.С.Соломенцеву докладывает мэр Челябинска (1975)Ага, если у меня есть деньги и желание, то я могу выкупить здание и делать с ним что захочу?

Нет, это не совсем так. Вы обязаны разработать проект воссоздания и ремонта строения, согласовать его со всеми городскими службами, в том числе и с нашим управлением, поскольку нам не безразлично какой ⌠шедевр■ в результате появится на наших улицах. Управление архитектуры и градостроительства призвано следить за тем как должна выглядеть архитектура каждого конкретного здания, как используется земля, поскольку существует Генеральный план развития города, который определяет функциональное назначение территории, предназначенной для гражданского, жилищного, промышленного, коммунального (склады, гаражи, котельные) строительства, определяет санитарно - защитные зоны, транспортные территории. То есть имеются совершенно разные виды территорий и наша задача - организовывать застройку так, чтобы каждое здание соответствовало функциональному значению этой территории. А изменить функциональное значение территории может лишь тот, кто утверждает Генеральный план. Сегодня это городской совет. Конечно, при условии, что с этим согласятся: ⌠Природоохрана■, санитарные службы и мы, как специалисты - профессионалы.

И есть желающие?

Рядом с нашим управлением, на Гоголя, заканчивается ремонт здания.

Да, красивый фасад. Это здание ремонтируется изнутри?

В данном случае ремонтируется только фасад. Знаете, если у человека болен зуб, то это не значит, что нужно прекратить чистить зубы. Так и здесь. Даже если здание достаточно ветхое, и в будущем подлежит сносу, его повседневный вид должен быть опрятным, покрашенным и отремонтированным, а территория вокруг должна радовать глаз. Если сделано хорошее благоустройство прилегающей территории, пострижены газоны, тротуар выложен плиткой, то даже не очень красивое (в архитектурном плане) здание смотрится игрушкой. И в то же время, когда вокруг шикарного дома буераки, лужи, грязь, вытоптанная трава, то это выглядит отвратительно. Тут все дополняет друг друга.

На открытии памятника ЗОЛОТОЕ ДИТЯ с Э.Неизвестным и Б.Литваком (1995)Владимир Львович, давайте вернемся к годам Вашей юности. Вы окончили институт и ┘

┘получил направление в центр Южного Урала - Челябинск. Это крупный промышленный центр с населением 300 тыс. жителей. Огромные масштабы, много зелени, водохранилище, речка. Я проработал 9 лет в институте ⌠Гражданпроект■ (с 1963 по 1971 гг.) и потом 13 лет в должности Главного архитектора города.

Через 9 лет после окончания института Вы уже стали главным архитектором города? Кто-то способствовал Вашему карьерному росту?

Нет, пожалуй.

А были духовные и профессиональные наставники?

Такого человека, на которого можно было равняться, не было. Профессия архитектора довольно редкая, не массовая. Архитектор - личность творческая, а значит больше замкнутая, даже эгоистичная.

Конкурс УКРПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ в Одессе (1990)А если это личность главного архитектора?

Здесь уже другие критерии. Человек, который занимает подобную ответственную должность, должен быть организатором. То есть помимо своего творчества, я должен заниматься творчеством других. Я должен быть папой всем архитекторам, защищать их и поддерживать. Не давить на них, но в то же время направлять на такое решение, которое нужно на благо города.

Существует каста архитекторов, какая-то избранность?

Нет. Есть определенный путь: начала ты молодой специалист - архитектор, затем старший архитектор, руководитель группы, главный архитектор проекта и т.д. Мне всегда хотелось создавать что-то самостоятельно. Это было замечено и я довольно быстро стал начальником крупной проектной мастерской. Под моим началом работало около ста человек. А на должность главного архитектора меня пригласил мэр Челябинска.

Вы были членом партии?

Да, когда уже речь зашла о должности главного архитектора города, я вступил в ряды коммунистической партии. Иначе, как вы понимаете, меня бы не назначили. Хотя, не скрою, я верил, что это передовой отряд строителей новой жизни.

Фото из архива В.Л.Глазырина (1963)Что было построено за эти годы в Челябинске?

Не забывайте, какое это было время. Поскольку город был оборонный, то он хорошо инвестировался. Я был одним из авторов проекта постройки Цирка, по моим проектам было построено пять театров, в том числе в Магнитогорске, Златоусте.

Вы специализировались как театральный архитектор?

Одно время да. Я даже получил Государственную премию за строительство Драматического театра в Челябинске. Кроме этого, при мне был построен крупный торговый Центр. А премию Ленинского комсомола мне вручили за архитектуру комплекса Дворца пионеров.

Именно в Челябинске Вы получили признание как архитектор?

Первое признание я получил еще в 1963 году, когда участвовал в первом международном конкурсе студенческих дипломных проектов. Он проходил на Кубе в рамках конгресса международного союза архитекторов. Я был на этом форуме и выиграл конкурс.

Встреча в Гамбурге (1989)И какой был проект?

Тема: ⌠Жилой район - жилой микрорайон - жилой дом■. Это модель (от общего к частному) была очень актуальной на тот период.

Кроме того, первый выезд за границу и первые впечатления другой жизни.

Да. Куба запомнилась безумно жарким климатом и другой шикарной жизнью. После революции там был определенный прорыв, в том числе и в архитектуре.

Серьезные общественные потрясения всегда влияют на развитие искусства.

И, прежде всего, на архитектуру. Облик зданий отражает социальные изменения в обществе. Когда мы говорим - эпоха Ренессанса или Возрождения, классицизм или модерн, то все это название архитектурных стилей. Москва - это Кремль, Питер - Адмиралтейство, Эрмитаж, Одесса - Оперный театр и т.д. Архитектура определяет эпохи. Во-первых, потому что она самая дорогостоящая. Чтобы нарисовать картину, достаточно иметь краски и холст, но чтобы построить здание, нужны средства и многое другое. Поэтому архитектура и является основой искусства.

Пирамиды Хеопса (1995)Куба стала отправным моментом. Где Вы побывали за последующие годы?

Были поездки в Италию, США, Японию, сейчас это стало делом профессиональным. Любой специалист должен обновлять свои знания. Поездки - это один из способов саморазвития.

Архитектура каких городов запомнилась больше всего?

Если говорить о Европе, то это исторический центр Вены, Берлин (где в последние годы строительство идет очень быстрыми темпами), изумительная и восхитительная архитектура Барселоны. Отдельная тема - это Италия, Греция.

Но одна из Ваших книг посвящена как раз другой части света.

Да, Вы правы. В первый раз я попал в США в 1977 году в составе делегации Союза архитекторов СССР (как член центрального правления) и объехал около десятка крупнейших городов Америки. Потом еще неоднократно пересекал Атлантику. В результате я написал книгу ⌠Архитектура США: история и современность■. Это потрясающее зрелище. С одной стороны мощь технологий, небоскребы деловых центров, облицованные гектарами зеркального стекла, полированного гранитного мрамора, а с другой - совершенно европейские Вашингтон, Филадельфия.

С женой возле Пирамид Хеопса (1995)Что нового для архитектуры привнесли именно американцы?

Плоские крыши с внутренними водостоками (для нашего климата они не подходят), панорамные окна. ⌠Дом Прерий■ в Чикаго - классический образец современной архитектуры. Америка впитала в себя все мировые архитектурные традиции.

Ваши книги посвящены и местной архитектуре?

Да, недавно я издал книгу, посвященную морскому фасаду Одессы - ⌠Градостроительные основы проектирования Приморских общественных центров■. Одесса ведь расположена на верху, на плато. Подъезжая к городу со стороны моря, это особенно видно. Каждый морской город должен иметь свое лицо. У нас много проектов развития прибрежной территории с бульварами, ресторанами, гостиничными комплексами и выставочными центрами.

Примерно так звучала и тема Вашей кандидатской диссертации?

Да, она посвящена была именно морскому фасаду Одессы.

ВнучкаЗдесь напрашивается вопрос о строительстве гостиницы на территории Морского вокзала.

По поводу не, в последнее время, с разных сторон доносятся диаметрально противоположные точки зрения...

Ирочка, можно я пошучу в нашем с Вами серьезном разговоре?

Владимир Львович, Вы меня заинтриговали.

Я просто вспомнил в этой связи слова, которые произнес Станислава Ежи Лец: "Среди эскимосов всегда найдется кто-нибудь, кто напишет инструкцию для жителей Конго, как себя вести в случае страшной жары". А если серьезно, все мы живем на пороге третьего тысячелетия и новые веяния в архитектуре, то чем переполнены Гонконг, Нью-Йорк, Чикаго, та же Прага, Братислава, то есть все мировые центры - это зеркальные здания. В Одессе таких зданий единицы. Среди них и строящийся гостиничный комплекс, который будет облицован зеркальным стеклом цвета морской воды. В чем преимущество таких зданий? Они воспринимаются очень мягко, не контрастно. Зеркала отражают небо, зелень и это совершенно другой уровень. Место для гостиницы выбрано очень удачное. В строящейся гостинице будет 18 этажей.

А с точки зрения безопасности?

Все меры безопасности соблюдены. Фундамент стоит на твердом грунте.

А кто ведет строительство?

Тендер выиграла компания ⌠Бруклин - Киев■, субподрядчик - британо - турецкая фирма ⌠Континенталь■. Отделочные работы будут производиться украинскими строителями. Автор проекта - молодой киевский архитектор Александр Коваль. Но проблема в другом. Они слишком быстро его строят, а нам хотелось бы внести изменения в его форму, убрать балконы, что в наших условиях весьма существенно.

Лас-Вегас (1993)Мы так плавно перешли к Одессе. А как Вы попали в наш город?

В 1988 году я получил приглашение от Государственного комитета по строительству и архитектуре СССР и УССР занять должность главного архитектора Одессы, но я отказался. А в 1989 г. меня пригласили участвовать во Всесоюзном конкурсе на ту же вакансию, который я выиграл.

Можно подумать, что Вы ждали конкурса?

Нет, конечно. Послать документы на конкурс меня убедила жена. Жюри отобрало 12 заявок. Нас пригласили в Одессу, показали город, познакомили с Генеральным планом его развития и предложили в течение 4 дней каждому из нас разработать свое видение архитектуры города. Было несколько туров и, в результате, я работаю в этой должности с февраля 1989 года.

Не жалеете?

Нет, что вы.

С коллегами и друзьямиА какое было Ваше первое впечатление от Одессы?

Очень приятное. Я, как человек из глубинки, всегда стремился к морю. Для меня здесь было много открытий. Понравилась пластика фасадов центральной части города. Я незадолго до этого ездил в Венецию, ее архитектура где-то созвучна Одессе. Здесь нет такой широкой магистральной улицы, огромных площадей и монументов как в других городах бывшего Советского Союза. Все центральные улицы равнозначны и представляют собой единое образование. Такой антропогенный (соразмерный человеку) масштаб.

Какие были условия финансирования в начале 90-х годов?

Во всем советском Союзе условия были типовые, за исключение столиц. Города не строятся сразу. Можно сохранить идеологию, какие-то зоны, вписывая некоторые фрагменты, чтобы не испортить общее впечатление, закладывать программу на дальнейшее. Например, нам удалось изменить Генеральный план города в некоторых моментах. Мы приостановили уничтожение Одесского ипподрома, которому не так давно исполнилось сто лет, а его хотели снести и на этом месте построить жилой массив.

Живописное место.

Да, не самый приятный вид. По Генплану должны были сноситься все частные застройки одесских ⌠Фонтанов■. В 1993 году на сессии городского совета мы выступила против этого варварства за сохранение исторического облика города.

ДЕК Одесской государственной академии строительства и архитектуры (1997)Это вопросы внутреннего обустройства, а как решается проблема расширения границ города?

Тема очень интересная. Если вы посмотрите на план, то увидите, что город вытянуть узкой полоской вдоль морского побережья, и как бы зажат между морем и пахотными землями и виноградниками. У нас границы с тремя районами - Овидиопольским, Коминтерновским и Беляевским. По Генеральному плану, утвержденному в 1989 году, Одесса должна была за счет этих районов увеличить свою территорию до 25 тыс. гектаров. Все города - ⌠миллионники■ имеют территорию не менее 35 тыс. гектар. Сейчас в Одессе - 13 тыс. гектар. Но изменились условия. Украина стала самостоятельным государством, а земли, прилегающие к Одессе - частной собственностью и вопрос с расширением территории был приостановлен. У нас нет денег, чтобы выкупить эти земли. Поэтому город сегодня имеет плотность населения 8 тыс. человек на 1 кв. км. Для сравнения, плотность Москвы - 10 тыс. человек на 1 кв. км, Киева - 2,5 тыс. человек на тот же квадратный метр. Это несоизмеримо. Мы живем как в "резервации".

Что делать?

По Законам Украины установление городской черты является прерогативой Верховного Совета, но для того, чтобы сессия Верховного Совета приняла такое решение, все прилегающие сельские советы должны дать свое согласие. Хотя установление границ города не прерывает право землепользования, но им это не выгодно, т.к. стоимость земельного налога и земельной аренды в сельской местности намного меньше, чем в городе, электроэнергия дешевле и т.д. Нужно внести изменения в законодательство, по которым на тех землях, которые должны отойти городам, установить другой режим землепользования, чтобы был такой же налог как в городе и тогда теряется финансовый интерес. Мы же не можем сократить рождаемость. Наш город должен развиваться.

Еще одна проблема - объекты незавершенного строительства, например, в Аркадии.

Ответ один - нет инвесторов. А в Аркадии этот ужасный каркас нужно разбирать.

Выставка архитектора В.Л.ГлазыринаА Оперный театр?

Это больной вопрос. К сожалению, при всем внимании Президента, работы по спасению идут медленно из-за недостаточного финансирования. Судьба Оперного театра очень трагична. Хотя там уже забито больше тысячи свай, но он как раскрытый цветок: поля на антресолях наклонились к наружным стенам, наружные стены отошли от потолка, все может провалиться в один момент.

Владимир Львович, и при всей массе проблем Вы еще успеваете преподавать?

Да, конечно. Я преподавал в Челябинске, сейчас, как профессор, читаю лекции в нашей академии строительства и архитектуры. Хотя все же я больше практик.

Кроме студенческой аудитории, Вы пытаетесь донести свои знания до простых горожан?

Я веду рубрику в журнале ⌠Пассаж■, где популярным языком рассказываю об архитектуре и выдающихся архитекторах.

Проводите выставки┘

Да, последняя была посвящена чудесной стране с потрясающей архитектурой. Еще весной фонд Греческой культуры предложил сделать выставку: ⌠Греция глазами главного архитектора Одессы■ и я с удовольствием откликнулся. Выставка открылась в Дни города.

Кроме фотографий там были и акварельные рисунки.

Я говорил уже, что с детства безумно люблю рисовать, пишу акварелью. Это быстрая и своеобразная техника, она прекрасно передает состояние души, первые чувства и впечатления.

Среди новых проектов церковь св. Татьяны?

Да, очень интересная идея. Строиться церковь будет возле Одесской национальной юридической академии.

Семья Вам помогает?

У меня жена, дочь, двое внуков. Жена по профессии строитель, работала в институте ⌠Гражданпроект■, где мы и познакомились. Она помогает мне во всем, как профессионал понимает изнутри все вопросы, поощряет все мои начинания. Именно благодаря ей я приехал в Одессу.

Ирина Аверина ("Теленеделя", ╧_______ 2000 г.)

Архитектор В.Л.Глазырин